Регулировка клапанов двигателя 4N15 на Mitsubishi Pajero Sport: подробное руководство и технические нюансы

 

Владельцы Mitsubishi Pajero Sport с дизельным двигателем 4N15 хорошо знакомы с его надёжностью, экономичностью и достаточной тягой при различных режимах езды. Однако, как и любой современный мотор, 4N15 требует периодического технического обслуживания, в том числе регулировки клапанного механизма. Правильная регулировка клапанов влияет не только на ресурс двигателя, но и на его динамику, расход топлива и даже шумность в работе. В данной статье мы подробно рассмотрим, зачем и как производится регулировка клапанов на этом моторе, когда её необходимо выполнять, и какие ошибки могут привести к серьёзным последствиям.

Особенности двигателя 4N15

Прежде чем перейти к сути регулировки, важно понимать конструкцию силового агрегата. 4N15 — это четырёхцилиндровый рядный турбодизель объёмом 2,4 литра, разработанный Mitsubishi в рамках технологий MIVEC и Common Rail. Он отличается:

  • алюминиевым блоком цилиндров с чугунными гильзами;
  • двумя распредвалами DOHC;
  • цепным приводом ГРМ;
  • наличием турбокомпрессора с электронным управлением;
  • системой изменения фаз газораспределения MIVEC.

В 4N15 применяются роликовые коромысла и гидравлические компенсаторы отсутствуют — регулировка клапанов здесь осуществляется вручную при помощи регулировочных винтов, что характерно для многих дизелей Mitsubishi.

Зачем нужна регулировка клапанов

Клапаны в двигателе отвечают за своевременное открытие и закрытие каналов подачи топлива и отвода отработанных газов. Неправильный зазор может вызвать:

  • Потерю мощности. При слишком маленьком зазоре клапан не до конца закрывается, теряется компрессия.
  • Повышенный износ. Постоянно недооткрытые клапаны перегреваются и теряют герметичность.
  • Повышенную шумность. Слишком большие зазоры вызывают характерный стук клапанов.
  • Увеличение расхода топлива. Двигатель работает менее эффективно.

Периодичность регулировки клапанов на 4N15

Согласно официальному регламенту Mitsubishi, проверку и при необходимости регулировку зазоров клапанов на двигателе 4N15 следует производить каждые 40 000 км. Однако, практика показывает, что при интенсивной эксплуатации (городской режим, прицеп, внедорожье) интервал лучше сократить до 30 000 км. Также необходимость может возникнуть при следующих симптомах:

  • Стучат клапаны на холодную.
  • Падает тяга двигателя.
  • Появляется нестабильный холостой ход.
  • Увеличивается дымность.

Инструменты и материалы

Для выполнения регулировки потребуются:

  • Щупы (набор толщиномеров);
  • Ключи на 10, 12 и 14 мм;
  • Отвёртка (для регулировочного винта);
  • Динамометрический ключ (по желанию);
  • Уплотнитель клапанной крышки (новый, если старый изношен);
  • Технический мануал или схема порядка работы цилиндров.

Подготовка к регулировке

Перед началом работ необходимо:

  1. Установить автомобиль на ровной поверхности.
  2. Отключить минусовую клемму аккумулятора.
  3. Дождаться полного остывания двигателя — регулировка производится только «на холодную» (температура металла около +20…25°C).
  4. Снять пластиковую защиту мотора (если установлена).
  5. Демонтировать клапанную крышку, предварительно отсоединив патрубки вентиляции картера и разъёмы датчиков.

Регулировка клапанов: пошаговая инструкция

Установите поршень первого цилиндра в ВМТ

Проворачивайте коленвал вручную (удобно ключом на 22 мм за шкив) до совмещения меток на шкиве и крышке ГРМ. Убедитесь, что оба клапана первого цилиндра закрыты — это подтверждает ВМТ такта сжатия.

Определите рабочий порядок цилиндров

Для 4N15 стандартный порядок 1-3-4-2. Это нужно для последовательной настройки.

Измерьте зазоры щупом

Вставляйте щуп между коромыслом и торцом клапана. Нормативные зазоры:

  • Впускной клапан: 0,095–0,115 мм;
  • Выпускной клапан: 0,225–0,245 мм.

Если щуп свободно проходит или, наоборот, не влезает — зазор неправильный.

Регулируйте зазор

Ослабьте контргайку на коромысле, отверткой вращайте регулировочный винт. После установки нужного зазора зажмите контргайку, удерживая винт в нужном положении.

Проверьте повторно

После затяжки контргайки обязательно повторно измерьте зазор — он может измениться.

Переходите к следующему цилиндру

Проворачивайте коленвал на 180° (по меткам), чтобы установить ВМТ следующего цилиндра в порядке 1-3-4-2, и повторяйте процедуру.

Сборка и проверка после регулировки

После регулировки всех клапанов необходимо:

  • Убедиться в отсутствии масляных подтёков на прокладке клапанной крышки.
  • Очистить посадочные плоскости и установить новую прокладку при необходимости.
  • Установить крышку, затянуть болты крест-накрест равномерно.
  • Подключить разъёмы и шланги.
  • Подключить аккумулятор.
  • Запустить двигатель, прослушать его работу.

Возможные ошибки и их последствия

❌ Неправильный порядок цилиндров

Это может привести к регулировке в момент открытия клапана, что вызовет потерю компрессии.

❌ Слишком малый зазор

Приводит к перегреву клапана и седла, что может вызвать прогар.

❌ Слишком большой зазор

Увеличивает шумность работы, ухудшает фазу наполнения и выпуска.

❌ Плохая затяжка контргаек

Может привести к самопроизвольному изменению зазора и нестабильной работе двигателя.

Когда лучше доверить работу специалистам

Хотя регулировка клапанов — процедура, которую можно выполнить самостоятельно, она требует внимательности, терпения и чёткого соблюдения последовательности. Если вы не уверены в своих силах или не располагаете нужными инструментами, лучше доверить эту задачу профессиональному автомеханику. Особенно это касается автомобилей на гарантии — несанкционированное вмешательство может повлиять на её условия.

Заключение

Регулировка клапанов на двигателе 4N15 — важная процедура, от которой зависит стабильность работы мотора Mitsubishi Pajero Sport. Несмотря на кажущуюся сложность, при должном внимании и точности эту операцию можно выполнить самостоятельно, избежав затрат на автосервис и продлив срок службы двигателя. Главное — соблюдать предписанные допуски, использовать качественные инструменты и выполнять все действия на полностью остывшем двигателе. Регулярный контроль клапанных зазоров — залог тихой, экономичной и надёжной работы вашего автомобиля.

Оцените статью
Добавить комментарий